Санкт-Петербургский
Институт Экономики,
Культуры и
Делового Администрирования
На главную
главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки

Санкт-Петербургский Институт Экономики, Культуры и Делового Администрирования

Телефон для справок: (812) 317-86-12(812) 317-86-12

 

КОНЦЕРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ СЕГОДНЯ: МУЗЫКА, МУЗЫКАНТЫ, ОБЩЕСТВО
Энтелис Н. А.
ведущий музыковед Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д. Д. Шостаковича,
член Союза композиторов Санкт-Петербурга, член Союза концертных деятелей России,
Вице-президент Международной Ассоциации лекторов-музыковедов

Совершенно очевидно, что происходящие на наших глазах изменения в культурной жизни общества затрагивают, в том числе, и сферу концертной деятельности. Сразу оговоримся, что при всей сегодняшней размытости границ между жанрами и родами музыки, нас интересует музыка, традиционно обозначаемая как «классическая», т.е. такая, которая сохраняет, в той или иной степени, преемственность традиций, сформировавшихся в музыкальном искусстве Европы в начале XIX века.

Определив концерт как место и время встречи слушателей с реально звучащей музыкой, мы выходим на давно и хорошо известную триаду: «композитор - исполнитель - слушатель», которая концентрирует наше внимание на важнейших составляющих: программы концертов, исполнительская культура музыкантов, активность и отзывчивость аудитории слушателей.

Прежде чем рассмотреть эти компоненты социально - музыкального процесса, мы должны отметить то главное, что отличает его сегодня: время беспрецедентно широкой моральной и материальной поддержки культуры со стороны государства, пришло к концу. Забота о поддержании уровня концертной жизни всё чаще перекладывается на плечи негосударственных структур. Заметим, что привлечение частной инициативы в данную область социально-культурной деятельности имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы очевидны: многообразие подходов, разнообразие решений. Минусы же, в свою очередь, носят системный характер, а именно:

1. В части обновления концертного репертуара: государственная поддержка композиторского творчества сведена к минимуму, что особенно отразилось на создании крупномасштабных, «многодельных» произведений.

2. Для процесса воспитания музыкальных кадров и «воспроизводства» музыкально-творческой интеллигенции это оборачивается значительными изменениями всей системы музыкального образования: уходят в прошлое многие замечательные традиции русской, всемирно известной и признанной, исполнительской школы.

3. Также, - увы! - уходит в прошлое и системная, многоаспектная работа со слушателем, - пафос просветительства уступает место рыночным отношениям.

Эти тенденции в выстраивании государственной политики носят, отчасти, вынужденный характер, отчасти - находятся в русле общеевропейских и мировых процессов современности.

Уровень развития и тиражирования современной звуковоспроизводящей и звукозаписывающей техники сегодня позволяет всё более полноценный и комфортный контакт слушателя с музыкальным материалом во «вне-концертном» пространстве: CD, телевизионные передачи, видео и аудио программы и т.д. Нельзя не отметить, к примеру, важность и позитивные результаты деятельности канала «Культура», что имеет особое значение для нашей страны, поистине гигантской, в географическом смысле и поликультурной по характеру.

В тоже время, возможность услышать эталонное исполнение в записи, не может и не компенсирует утраты главнейшего назначения и свойства концерта, его живого звучания, непосредственного, акустически совершенного и эмоционально насыщенного контакта исполнителя со слушателями, с аудиторией. Здесь мы подчеркнем важность атмосферы совместного переживания музыки. Заполненный зал, взволнованные знакомые и незнакомые лица, ожидание и ощущение причастности к удивительному, особому волшебству рождения музыкального звучания - непременные составляющие возникновения атмосферы и коллективного состояния «соборности», единения в сопереживании чуда высокого творческого созидания.

Именно свойство и способность к соборности, общность жизненно важных духовных, душевных переживаний всегда отличали российский менталитет. Чувство общности многократно углубляет духовное переживание музыки. Однако, сама возможность такого эмоционального и интеллектуального постижения музыкальных богатств оказывается для будущих поколений всё более призрачной. Причиной тому - реформа школьного образования.

Умаление роли гуманитарных предметов в общеобразовательной школе и соответствующих дисциплин в высшей школе, компьютеризация, (не как способ и инструмент, а как навязываемый способ мышления по принципу получения знаний в режиме теста: « да» - «нет»), несомненно, наряду с правдой и видимостью прогресса, имеют свои отрицательные последствия. С отстранением на задний план изучения литературы (о музыке в школе - нечего и говорить), искусство вымывается из школьно-образовательной системы ценностей, утрачивает значение инструмента прогресса «Человеческого в человеке» /А. Платонов/.

Россия - страна двух столиц и громадного, труднообозримого пространства провинции. При равных возможностях общения с музыкой через посредство аудио и теле аппаратуры, несравнимы возможности общения с живой музыкой. Провинциальные Филармонии и концертные организации причем, только три Филармонии, (не считая Московскую и Санкт-Петербургскую), являются Академическими, теряют качественный и количественный состав музыкальных коллективов, а современная реформа театральных и концертных организаций вообще ставит под сомнение стабильность существования таких коллективов.

В подобной ситуации особое значение приобретает такая форма концертной работы как Фестиваль.

Обилие музыкальных и полижанровых Фестивалей продиктовано особенностями сложившейся в концертном пространстве России ситуации. Для привлечения финансовых средств и публики, концерт - или серия концертов - должны выглядеть максимально привлекательно с точки зрения информации и рекламы. В потоке фестивальных программ, когда «проскальзывают» не вполне художественные концерты, а в рекламе сквозят сомнительные средства привлечения слушателей-зрителей, всё же это оказывается не самым главным.

В целом, «фестивальная линия» позволяет обогатить и расширить возможности людей, особенно в провинции, быть вовлеченными в живой процесс творчества музыкантов.

Досадно, что нацеленность на Фестиваль, как центр концертной деятельности, позволяя разнообразить программы концертных выступлений, в тоже время, оказывается не вполне добросовестным способом подменить собой планомерную профессиональную концертную деятельность, - единственный способ воспитать истинно «музыколюбивую» аудиторию.

В результате, мы видим, что нарастают негативные тенденции, значительно омрачающие концертное пространство страны, а именно – концертные программы скудеют. На место широкого представительства классики приходит «малый джентельменский набор»: 3 симфонии П.И. Чайковского, две – В.-А. Моцарта, 3 - Л. Бетховена и т. и т.п. Редко исполняемые произведения перемещаются в разряд не исполняемых и далее - забытых и почти навеки неизвестных.

Теряет публику и камерное музицирование. Всё реже находит дорогу к слушателю музыка композиторов ХХ века и современных авторов, а следовательно - утрачивается контакт с современной музыкальной лексикой, современной композиторской мыслью. Всё большей проблемой становится возможность сохранить стабильный камерный коллектив. Действительно уникальные трио, квартеты, квинтеты в нашей стране - единичные примеры, а возникновение новых инструментальных ансамблей становится почти невозможным.

Параллельно идет процесс «сворачивания» системности и многогранности музыкального образования. На территории России всё труднее и труднее получить бесплатное «бюджетное» музыкальное образование. Одновременно, изменились критерии профессионализма музыкантов. Все более востребованными оказываются для исполнителей такие качества, как формальная виртуозность, броская, зачастую не вполне осмысленная и прочувствованная трактовка, исполнительский волюнтаризм. Именно эти качества, а не приверженность высочайшим нравственным, эстетическим и художественным традициям великих русских музыкантов: композиторов, дирижеров, музыковедов, исполнителей инструменталистов, вокалистов, имеют преимущественные возможности завоевать внимание всё менее требовательного и образованного слушателя.

С уходом со сцены прекрасных мастеров музыкального искусства, всё острее ощущается отсутствие равновеликих им талантливых музыкантов, способных и готовых возглавить музыкальное движение в стране, в регионе, городах, стать подлинными лидерами и авторитетами музыкального вкуса и художественной культуры России, ее уникальных творческих традиций. Слушатель оказывается заложником ситуации. В массовом посещении концертов слушателем заинтересованы все. Но способы, к которым прибегают для достижения желаемого результата часто разрушают сам повод визита на концерт музыкальной классики. «Эстрадизация» содержательной стороны концертных программ, стихийная и непродуманная ценовая политика билетного хозяйства, отсутствие единой системы просветительской работы со слушателем подрывают основы воспроизводства слушательской аудитории.

Сконцентрировав внимание на сложностях современного положения в концертном пространстве, как филармонический лектор-музыковед четыре десятилетия выступающий на профессиональных концертных площадках многих городов и регионов России, в силу профессии и безусловной приверженности музыке, я нахожусь внутри этих процессов, ежедневно общаясь с коллегами-музыкантами.

Поэтому, мне представляется, что абсолютный пессимизм всё же неуместен, когда мы говорим о музыкальных сокровищах России, прямыми наследниками которых мы являемся. Страна богата талантами, их не становится меньше, они, эти таланты, не утрачивают масштаб или профессиональные качества. Жаль, что творческая музыкальная молодежь, которая так нужна сегодня нам здесь, в нашей стране, оказывается вынужденной реализовывать свои таланты за пределами Родины.

В самой природе человека заложено стремление к прекрасному, а для русского, российского человека, прекрасно прежде всего то, что высоко, нравственно и духовно. В этом залог наших надежд на будущее Искусства, которое неподвластно времени, тлену и забвению.

Вспомним великие слова Аристотеля Ars longa, vita brevis est.

 

 

главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки
Неофициальный сайт Санкт-Петербургского Института
Экономики, Культуры и Делового Администрирования
Сделано в Студии Ивана Фёдорова
Официальный сайт СПб ЭКИДА — http://www.ekida.ru
Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - все об опере Классическая музыка.ru