Санкт-Петербургский
Институт Экономики,
Культуры и
Делового Администрирования
На главную
главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки

Санкт-Петербургский Институт Экономики, Культуры и Делового Администрирования

Телефон для справок: (812) 317-86-12(812) 317-86-12

 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Кривоносов А. М.
ректор ЧОУ СПб ЭКИДА, член Совета Ректоров вузов Санкт-Петербурга,
кандидат экономических наук, профессор кафедры общего и специального менеджмента

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растёт вместе с ростом влияния человеческого капитала. Важнейшим фактором развития любой страны становится образовательная инфраструктура, выделившаяся в отдельную отрасль организации и управления социально-экономическими процессами государственного масштаба. С этих позиций образование является национальным ресурсом развития государства, приращения его социально-экономического и интеллектуального потенциала, роста качества жизни населения.

Как отмечается в литературе, к числу основных современных тенденций мирового развития относятся:

- значительное ускорение темпов развития общества: из особого периода социально-экономического, культурного и технологического развития глубокие и фактически непрерывно идущие перемены уже превратились в способ существования современных быстроразвивающихся обществ;
- глобализация и универсализация политической, культурной и хозяйственной жизни, становление все более единой, взаимосвязанной и одновременно всё более многообразной человеческой цивилизации;
- резкое увеличение роли информационных технологий и телекоммуникаций, формирование информационной доминанты развития общества и производства;
- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору.

Это однозначно подтверждает важность высокого уровня образованности нации.

В 90-е годы XX века произошла резкая и быстрая трансформация общественно-государственного строя России. Коренным образом изменились условия хозяйствования: в полностью огосударствленную экономическую систему внедрились рыночные механизмы её организации.

Многоукладность экономики, множественность форм собственности, становление рыночных отношений, негарантированная занятость формируют новый образ жизни общества, в связи с чем повышается значение образования, В широком плане оно является мощным фактором социально-экономических и научно-технических преобразований. В личностном плане образование и квалификация становятся не только характеристиками того или иного человека, но и гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности на рынке труда.

Под образованием в законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В последние голы в отечественной научной литературе признано, что образование является не только одним из факторов социально-экономического прогресса и должно обеспечивать адекватный мировому уровень обшей и профессиональной культуры общества, воспроизводство и развитие его кадрового потенциала, но и формирование у обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Обычно образование многими авторами представляется и исследуется в виде социальной системы, под которой понимается упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» система образования России представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организации.

То, что система образования является объёмным и сложным социально-экономическим комплексом России, подтверждают следующие показатели по итогам 2004 года:

- общее число образовательных учреждений – 180398 единиц;
- общая численность учащихся и студентов – 40 млн. человек;
- общий выпуск учащихся и студентов – 4084 тыс. человек;
- общин численность запятых в сфере образования (преподавательский состав) – 3831 тыс. человек;
- удельный вес расходов на образование из госбюджета – 4,08%.

После некоторого снижения в середине 1990-х годов вновь возрос интерес к получению высшего образования, о чём свидетельствуют статистические данные о росте конкуренции среди поступающих в вузы. К 2004 году обозначилась тенденция увеличения численности студентов и учащихся, обучающихся в учреждениях профессионального образования. Так, приём студентов увеличился в 2004 году по сравнению с данным показателем за 2002 год на 11,8%. Приём студентов в государственные вузы наиболее возрос по группам специальностей: экономика и управление (на 15,6%), междисциплинарные естественнотехнические (на 56,4%), информатика и вычислительная техника (на 18,3%). Следует отметить значительное увеличение приёма студентов по инженерно-техническим группам специальностей: энергетика и энергетическое машиностроение (17,7%), технологические машины и оборудование (на 10,8%), приборостроение (на 10,5%).

Увеличение численности профессорско-преподавательского состава в вузах в 2004 году на 25 тыс. человек по сравнению с 2002 годом объясняется, в первую очередь, появлением негосударственного сектора высшего образования.

Среди профессорско-преподавательского состава также происходят изменения. Число докторов наук в вузах увеличилось с 15,7 тыс. чел. в 2000 году до 26,0 тыс. чел. в 2004 году, то есть на 66%. Сформированы авторские научные школы, расширяются работы по инновационным направлениям и международная деятельность в сфере образования.

В последние годы ведущие страны мира приступили к осуществлению преобразовании своих систем образования, поскольку социально-экономические изменения в обществе этих государств определяют новые параметры функционирования образовательных систем и ставят перед ними новые задачи.

Наибольшие изменения происходят на Европейском континенте. После принятия 29 государствами подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии и Франции в 1999 г, Болонской Декларации Европа вступила в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования. «Так называемый Болонский процесс оценивается в историческом плане как беспрецедентно масштабный и глубокий». В 2003 году насчитывалось уже 42 страны, вступивших в Болонский процесс, среди которых и Российская Федерация. Основными мероприятиями в рамках этого процесса являются:

1. Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно – бакалавр/магистр).
2. Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального).
3. Тенденция к сокращению нормативного срока обучения. Проявляется, прежде всего, в повсеместном введении двухуровневой системы высшего образования (бакалавр/магистр), базовым в которой является первый уровень.
4. Изменения в структуре и организации докторских программ (отмена двухуровневых научных степеней).
5. Введение новых, преимущественно децентрализованных, механизмов и процедур обеспечения качества образования.

Заслуживают внимания другие мероприятия, осуществляемые в рамках Болонского процесса. Огромное значение придаётся развитию дистанционного и непрерывного образования. Осуществляются изменения в содержании образования, в первую очередь с учётом интересов работодателей.

В целом же следует отметить, что европейское высшее образование становится более прагматичным и всё больше ориентируется на рынок труда. Двухступенчатая система позволяет сократить «производственный» цикл образования, осуществляя массовую подготовку на базовом уровне и избирательную (преимущественно платную) на последующем. Предполагается, что всё это обеспечит повышение конкурентоспособности европейского образования.

В нашей стране неоднократно предпринимались попытки реформирования системы образования. Первый этап реформирования отечественной системы образования (70-80-е годы XX века) не привёл к каким-либо существенным результатам. Идеологический догматизм и излишняя административная регламентация сдерживали развитие всех типов школы, препятствовали инновациям в образовательной сфере. Недостаток финансирования развития материально-технической и научной базы привёл к отставанию от уровня экономически развитых стран.

Изменение общественно-государственного строя России в 90-е годы XX века позволило перейти к использованию современных подходов к развитию системы образования, соответствующей требованиям экономики рыночного типа.

Начиная с 1987 года расширяется самостоятельность вузов. Для этого были введены институт студенческого самоуправления, выборы ректора, расширялись права учёных советов. В 1990 году Указом Президента СССР была закреплена автономия вузов. Самый первый Указ Президента России был направлен на решение проблем, связанных с развитием образования и науки.

За небольшой период был принят ряд постановлений, изданы приказы и иные ведомственные нормативные акты, направленные на дальнейшее совершенствование системы управления высшим образованием. Они легли в основу закона РФ «Об образовании» (1992). В 1996 году был принят закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Эти нормативные правовые акты предоставили образовательным учреждениям реальную самостоятельность в решении вопросов собственного развития, открыли перспективу развития негосударственного сектора образования. Однако нормативно-правовая база образования развита пока недостаточно, многие нормы законодательства в области образования не выполняются, несовершенен механизм защиты прав субъектов образовательного процесса.

Автономия, предоставленная вузам, дала им возможность выжить, увеличивая платный прием, расширяя негосударственный сектор, сеть филиалов и представительств. Сегодня в России в вузы поступает большинство выпускников школ. Очевидно, не все они готовы к интенсивной интеллектуальной деятельности, что вынуждает высшие учебные заведения подстраивать свои образовательные программы под их уровень, что является существенным фактор, определяющим качество высшего образования в целом.

Основным положительным результатом образовательных реформ явился устойчивый рост поступающих в учреждения профессионального образования, а по относительной численности студентов (в пересчёте на 10000 жителей) Россия вернула ведущие позиции в мире. Однако сокращение объёмов бюджетного финансирования в 1990-х годах в три раза поставило систему образования России в сложные условия. Многие региональные вузы в 90-х годах XX века не получали бюджетных средств на развитие материально-технической и учебно-лабораторной базы, что привело к её старению и физическому износу. Возрастает средний возраст профессорско-преподавательского состава. Всё это – факторы, представляющие реальную угрозу снижения интеллектуального уровня и практического значения профессионального образования. Выпускники общеобразовательных учреждений России конца XX века уступают по своим знаниям выпускникам 70-80-х годов.

Сложившаяся ситуация побудила правительство России пересмотреть государственную позицию к сфере образования. Декларировано, что образованию будет отводиться системообразующая роль в развитии государства и общества.

Развитие платного обучения в государственных вузах и формирующаяся сеть негосударственных вузов создают предпосылки для частичного решения ряда проблем системы высшего образования России. Так, в 2004 году было привлечено внебюджетных средств па сумму на сумму более 10 млрд. руб. Привлечение дополнительных средств из других источников на цели высшего образования ведёт к расширению возможностей удовлетворения потребности населения в высшем образовании (т.е. увеличению приёма и контингента студентов системы высшего образования вцелом). В условиях низкой мобильности населения возможность получить высшее профессиональное образование предоставляется в местах проживания молодёжи. Возможность получения дополнительного заработка на работе по совместительству в негосударственных вузах способствует сокращению оттока из государственных вузов профессорско-преподавательского состава в другие отрасли народного хозяйства. Однако при незначительной доле среднего класса в российском обществе (24%) платное обучение не решает проблем финансирования системы образования и приводит к ущемлению прав большей части населения на бесплатное образование.

Возможность реализации новых, в том числе уникальных, авторских программ и технологий обучения позволяет выявить скрытые резервы и инновационные идеи высшей школы в части концептуального подхода к содержанию и организации высшего образования, новых методик и методов обучения.

Исходя из этих предпосылок, можно определить стратегические направления развития системы образования РФ и регионов. На рубеже XX-XXI веков был подготовлен ряд комплексных целевых государственных программ модернизации системы образования на длительную перспективу: Национальная доктрина образования Российской Федерации; Концепция модернизации российского образования до 2010 г. В этих документах на основе отечественного и мирового опыта сформулированы принципиальные требования к стратегии и политике в образовательной сфере на годы и десятилетия вперёд.

Следует отметить вцелом положительную тенденцию принятия вышеуказанных концептуальных и программных документов, которые, несмотря на ряд недостатков, придают развитию отечественного образования целенаправленный, системный характер. Эти акты призваны способствовать изменению направленности, государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. Во всех указанных документах ожидаемыми результатами являются повышение качества и конкурентоспособности образования, его доступности и эффективности, а также рост ресурсообеспеченности системы образования, повышение социального статуса педагогических работников. Позитивно, что в этих программах указывается на необходимость подготовки не только профессионально грамотных специалистов, но и высококультурных, духовно богатых членов общества.

Одним из основных широкомасштабных мероприятий в рамках модернизации образования в России явился эксперимент по введению единого государственного экзамена начавшийся в 2001 году, суть которого заключается в том, что результаты выпускных экзаменов в школе приравниваются к вступительным экзаменам в вуз. В эксперименте участвовали пять регионов. В 2003 году участие в эксперименте по ЕГЭ принимали 464 высших учебных заведения и их филиала, в том числе 371 вуз Минобразования России и 93 вуза других министерств и ведомств.

Предварительный анализ результатов эксперимента показывает, что единый государственный экзамен открывает принципиальную возможность сформировать систему более объективной оценки подготовки выпускников школ, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, создать условия для обеспечения эквивалентности государственных документов о получении среднего (полного) общего образования, выданных различными учебными заведениям, усилить государственный контроль качества общего образования на основе независимой, более объективной оценки подготовки выпускников.

Тем не менее основным положительным результатом преобразований явился устойчивый рост образовательных учреждений, числа поступающих в высшие учебные заведения, увеличивающиеся объемы привлечения внебюджетных средств, т.е. количественные характеристики развития. Экстенсивный рост показателя всегда характерен для начальных стадий развития. На современном этапе на наш взгляд уже невозможно исходить из существующих тенденций, возникла острая необходимость перегруппировки факторов развитии в направлении, обеспечивающем качественные изменения в сфере образования. Дальнейшее расширение поля образовательных учреждений вряд ли эффективно. Абсолютный предел изменения количественных методов расширения достигается при исчерпании возможностей вовлечения в эту сферу дополнительных ресурсов рабочей силы, однако сектор образовательных услуг пока не очень привлекателен на рынке труда. В свете новых требований, которые определяются ролью отводимой образованию в воспроизводстве человеческого капитала в программах экономического развития, выдвигаются на первый план проблемы использования инновационных процессов в образовании. Нельзя забывать также, что между использованием количественных и качественных факторов роста существует определенная взаимосвязь. Исходя из этого, необходимо создать условия для развития организационного, инновационного и рыночного потенциала образовательных учреждений, четкая организация образовательных процессов и структур управления.

Автор связывает развитие образования с качественными изменениями, под которыми понимается создание новых устойчивых образовательных структурных элементов, взаимодействие которых создает новые потенциальные возможности для перехода образования из одного качественного состояния в другое. Потенциальная энергия развития выражается в большей адаптации оргструктур управления к внешним требования региональных потребителей образовательных услуг.

Региональная политика в области образования в настоящее время находится еще в стадии формирования.

Отчётливо обозначившаяся в последние годы тенденция к расширению сферы платных образовательных услуг и замене ими бесплатного образования свидетельствует о необходимости включения образовательных учреждений в рыночные отношения. При законодательно закреплённой ведущей роли государства в сфере образования развиваются во многом противоречивые процессы демонополизации и разгосударствления, выражающиеся в расширении негосударственного сектора системы образования, увеличении доли внебюджетных источников финансирования образовательного процесса, т.е. значительном ослаблении роли госбюджета, повышении значения негосударственных (общественных) органов управления особенно в высшем профессиональном образовании. Возрастание роли регионов, передача все больших полномочий в решении проблем их жизнедеятельности требует активного включения региональных образовательных систем в решение проблем реформирования образования.

На конструирование системы образования влияют следующие группы факторов: глобальные (надрегиональные), обусловленные культурой страны, нации, всего мира; региональные, обусловленные культурными особенностями того или иного региона; локальные, обусловленные местными особенностями, традициями этнической культуры и воспитания.

Всеобщим глобальным вектором развития образования в настоящее время стало понятие «образование для всех через всю жизнь», реализация которой, как нового подхода, осуществляется в раках непрерывного образования. При этом каждое государство определяет собственные направления и средства ее реализации.

 

 

главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки
Неофициальный сайт Санкт-Петербургского Института
Экономики, Культуры и Делового Администрирования
Сделано в Студии Ивана Фёдорова
Официальный сайт СПб ЭКИДА — http://www.ekida.ru
Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - все об опере Классическая музыка.ru