Санкт-Петербургский
Институт Экономики,
Культуры и
Делового Администрирования
На главную
главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки

Санкт-Петербургский Институт Экономики, Культуры и Делового Администрирования

Телефон для справок: (812) 317-86-12(812) 317-86-12

 

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ
Южина Е. В.
проректор ЧОУ СПб ЭКИДА, кандидат политологических наук

Российская система образования вот уже более 10 лет (с момента принятия законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») реализует программы высшего образования различных ступеней, так называемые бакалавриат, специалитет и магистратура.

Каждое учебное заведение самостоятельно избирало пути реализации образовательных программ, сочетая ступени, либо лицензируя какую-либо из них, но, как правило, наибольшим спросом среди абитуриентов пользовался специалитет, по окончании которого выпускник получал квалификацию «специалист». Примечательно, что и российские работодатели до сих пор воспринимают лишь выпускников-специалистов, полагая, что выпускник-бакалавр плохо подготовлен к практической деятельности, так как не осваивал дисциплины специализации.

Магистратура как ступень, предусматривающая предварительное получение квалификации «бакалавр» или «специалист», была востребована в незначительном объеме. Причин тому несколько: во-первых, она в большинстве вузов реализуется на возмездной основе, а во-вторых – пересекается с программами послевузовского образования в части написания диссертации (магистерской и на соискание ученой степени) и более глубокого изучения определенных разделов научного знания.

Однако с принятием нового Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части введения уровней высшего профессионального образования)» №232-ФЗ от 24.10.2007 года переход к двухуровневой системе высшего образования стал неизбежным.

Что же меняется в нашей образовательной системе с принятием этого закона, который стал следствием последовательного движения России по пути европеизации (в частности – после ратификации Болонских соглашений)?

1. Понятие «ступени» высшего образования заменено понятием «уровни».
2. Установлена двухуровневая «бакалавр-магистр» система высшего профессионального образования, уровень специалитета может быть оставлен для малого ряда специальностей особого профиля, определяемого Правительством РФ.
3. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе после получения квалификации «бакалавр» или «специалист».

История вопроса о вхождении России в общеевропейский процесс унификации образовательных систем наполнена серьезными дискуссиями в среде ученых и практических работников. Напомним, что до последнего времени значительная часть научной и образовательной общественности выступала против прямого копирования европейской модели образования, мотивируя свое неприятие следующими соображениями:

1. Ломка российской, складывавшейся десятилетиями, системы образования неизбежно приведет к ощутимым потерям организационного, кадрового и даже интеллектуального порядков.
2. Может произойти разрыв целостности и преемственности учебных курсов из-за необходимости их деления на кредитные единицы и перехода с линейных учебных планов на модульные.
3. Некоторая инертность российской профессуры и доцентуры, обусловленная из серьезным подходом к образованию, не позволит в сжатые сроки перестроить модель образования с учетом новых требований.

Сторонники Болонского процесса аргументируют свою позицию главным образом тем, что ратификация и внедрение Болонских соглашений позволит:

1. Интегрироваться в европейское образовательное и деловое пространство.
2. Продолжить студентам свое образование в европейских странах практически на любом этапе обучения.
3. Российским выпускникам трудоустроиться по окончании вуза за рубежом.
4. Сделать российское образование конкурентоспособным на мировом рынке.
К сожалению, период дискуссий завершен, и образовательная общественность поставлена перед фактом перевода нашей образовательной системы на европейские рельсы.

Какие же первоначальные шаги необходимо предпринять вузам для исполнения требований Болонского процесса?

1. Внести изменения в учебные планы в соответствии с планируемым введением стандартов 3 поколения.
2. Значительно увеличить количество часов, отводимых на изучение иностранного языка, введение в программу обучения второго иностранного языка и чтение ряда курсов на иностранном языке.
3. Сертифицировать вуз по системе оценки качества обучения.
4. Установить систему международных связей с зарубежными вузами с практикой организации «включенного обучения» и обмена преподавателями.
5. Выдавать европейское приложение к диплому в случае реализации вузом соответствующих программ. Каким образом наша система образования подстроится под требования Болонского процесса – покажет время. Вероятно, грядущие перемены принесут не только проблемы, но и откроют новые горизонты.

 

 

главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки
Неофициальный сайт Санкт-Петербургского Института
Экономики, Культуры и Делового Администрирования
Сделано в Студии Ивана Фёдорова
Официальный сайт СПб ЭКИДА — http://www.ekida.ru
Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - все об опере Классическая музыка.ru