Санкт-Петербургский
Институт Экономики,
Культуры и
Делового Администрирования
На главную
главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки

Санкт-Петербургский Институт Экономики, Культуры и Делового Администрирования

Телефон для справок: (812) 317-86-12(812) 317-86-12

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИ В РФ В СВЕТЕ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Южина Е. В.
проректор ЧОУ СПб ЭКИДА, кандидат политологических наук

Туристическая индустрия в России претерпевает этап бурного развития – с одной стороны, и переживает проблемы роста – с другой. Активное стремление россиян реализовать свои потребности в сфере туризма, проявившееся в последнее десятилетие, повлекло за собой необходимость правового и организационного регулирования туристической сферы, а также формирования полноценной и эффективной системы оказания туристических услуг. Безусловно, основным элементом этой системы выступает юридическая база – совокупность нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, регулирующих общественные отношения в туристической сфере.

До 2007 года юридическое сопровождение туристической отрасли серьезно отставало от потребностей времени и реального положения дел в туриндустрии. Данное обстоятельство не позволяло в ряде случаев эффективно и оперативно реагировать на случаи нарушения прав туристов, а также привлекать к ответственности компании, оказывающие услуги на рынке туристических услуг.

Принятие изменений и дополнений (от 05.02.2007 г.) в базовый законодательный акт – Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (от 24.10.1996 г. №132-ФЗ») можно считать попыткой приведения в соответствие тех нормативных положений, которые регулируют различные аспекты туристической деятельности.

Общественно-политической целью принятия указанного нормативно-правового акта является прежде всего необходимость т.н. «фильтрации» игроков туристического рынка, в ходе которой естественным образом происходит отсев тех, кто не способен предоставить туристические услуги качественно и в полном объеме, а также отвечать по своим обязательствам.

Существует расхожее мнение, что внесение изменений в рассматриваемый закон есть результат воздействия крупных туроператоров с целью ухудшить положение более мелких туристических компаний (как правило, турагентов). Тем не менее, ситуация на рынке туристических услуг в России на момент внесения изменений в закон требовала экстренного вмешательства в первую очередь для защиты прав потребителей этих услуг – российских туристов.

Итак, закон разделяет субъектов туристической деятельности, предоставляющих соответствующие услуги на туроператоров и турагентов.

Туроператоры – юридические лица, осуществляющие деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Турагенты – юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

Таким образом, принципиальная разница между ними заключается в том, что турагенты выступают лишь посредниками между теми, кто предоставляет турпродукт и теми, кто его получает (приобретает). Права на самостоятельное формирование продукта у турагента нет, что существенно ограничивает его экономические возможности и ставит в зависимость от качества услуг туроператора, на которое он (турагент) никак не может повлиять.

Провозглашенная борьба за качество и усиление ответственности нашла свое отражение в ст. 4.1. настоящего закона, в которой закреплена норма о необходимости финансового обеспечения деятельности туроператоров в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо в виде банковской гарантии исполнения обязательств по договору. Размер финансового обеспечения в соответствии со ст. 17.2. составляет:
- 500 тысяч рублей – для туроператоров по внутреннему туризму;
- 10 миллионов рублей – для туроператоров по международному (внутреннему и международному) туризму.

Срок действия финансового обеспечения составляет не менее 1 года, за 3 месяца до истечения которого он должен быть продлен. Туроператоры (после оформления финансового обеспечения) в соответствии с законом обязаны зарегистрироваться в Едином федеральном реестре туроператоров, ведение которого возложено на Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма в РФ.

Особую важность в свете измененного законодательства приобретает вопрос о договорных отношениях между туроператором и турагентом, турагентом и туристом. Безусловно, туроператор вправе напрямую заключать договор с туристом. Существенными условиями договора, одной из сторон которого является турист, являются (на основании ст. 10 рассматриваемого закона):
- сведения о туроператоре (полное и сокращенное наименование, адрес и реестровый номер туроператора);
- размер финансового обеспечения с указанием реквизитов соответствующего договора;
- сведения о туристе;
- общая цена туристского продукта в рублях;
- информация о потребительских свойствах турпродукта (маршрут, средства размещения и питания, услугах и т.д.);
- права, обязанности и ответственность сторон;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий;
- сведения о порядке, основаниях и сроках выплаты туристу страхового возмещения в случае неоказания (ненадлежащего оказания) услуг туристу – потребителю услуг.

Неотъемлемой частью договора является турпутевка, в которой в обязательном порядке указываются условия путешествия и общая цена турпродукта в рублях.

Турагент, имеющий право только на продвижение и реализацию турпродукта, в договоре с туристом обязан указать все сведения, касающиеся туроператора, и информацию о возможности обратиться с претензией и за возмещением по договору страхования гражданской ответственности.

Турист, вправе защищать свои права не только в соответствии с нормами рассматриваемого закона, но и на основании Федерального закона «О защите прав потребителей», так как турист – физическое лицо является потребителем туристских услуг. К нормативно-правовым актам, регулирующим сферу туризма в РФ, относятся также «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 года №452.

Данные правила определяют порядок оказания услуг по реализации турпродукта.

Ст.1.2. Правил определяет, что под потребителем понимается заказчик турпродукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий турпродукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Нормы Правил в значительной части повторяют и дополняют нормы законов «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в РФ» в редакции 2007 года. Правила конкретно определяют не только порядок оказания услуг, но и устанавливают срок, в течение которого принимаются претензии в связи с нарушением условий договора. В срок до 20 дней с даты окончания договора претензии предъявляются туроператору, который в течение 10 дней должен рассмотреть ее. Претензии подаются в письменной форме.

На сегодняшний день и закон, и Правила вступили в силу, но делать выводы о том, насколько законодательные нововведения изменили ситуацию на рынке оказания туристских услуг пока преждевременно.

Сфера туризма в своем юридическом обеспечении базируется не только на указанных нормативных актах. В совокупность правового регулирования входят и вопросы стандартизации и сертификации, которые осуществляются в соответствии со специальными нормами, а также вопросы взаимоотношения субъектов туристской деятельности (туристов) с перевозчиками.

Сфера перевозок, особенно чартерных, характерных для сферы туриндустрии, представляет наибольшую проблему на сегодняшний день, так как целый ряд факторов влияет на способность перевозчика оказать услугу по перевозке туристов. К числу таких факторов относятся и погодные условия, и условия аэропортов по приему чартерных рейсов и многое другое. Тем не менее, в октябре 2007 года начали действовать специальные Правила, обязывающие авиаперевозчика предпринимать определенные действия в случае задержки рейсов или иных обстоятельств, препятствующих получению пассажиром услуги по перевозке в полном объеме. В частности, перевозчик обязан предоставить пассажирам напитки, горячее питание, размещение в случае нарушений условий договора перевозки в зависимости от количества часов ожидания. Однако, судя по публикациям в прессе, далеко не все компании – перевозчики исполняют требования Правил, а доказать нарушения не всегда представляется возможным.

Таким образом, принятие ряда нормативно-правовых актов, регулирующих сферу туриндустрии в целом можно оценить положительно, так как положения этих актов более детально определяют объем ответственности игроков туристского рынка, что позволит туристам с меньшими издержками защищать свои права, а также рассчитывать на качество предоставляемых услуг.

Однако только по прошествии времени можно будет сделать вывод о том, насколько эти нормы действуют и меняют характер рынка туриндустрии в сторону его большей цивилизованности и структурированности.

 

 

главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки
Неофициальный сайт Санкт-Петербургского Института
Экономики, Культуры и Делового Администрирования
Сделано в Студии Ивана Фёдорова
Официальный сайт СПб ЭКИДА — http://www.ekida.ru
Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - все об опере Классическая музыка.ru