Санкт-Петербургский
Институт Экономики,
Культуры и
Делового Администрирования
На главную
главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки

Санкт-Петербургский Институт Экономики, Культуры и Делового Администрирования

Телефон для справок: (812) 317-86-12(812) 317-86-12

 

ОБОБЩЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВАЦИИ
Зиновьева Е. В.
доцент кафедры общего и специального менеджмента ЧОУ СПб ЭКИДА

Мотивация – комплекс явлений, побуждающих человека к достижению каких-либо целей.

В практике употребления термина «мотивация» можно выделить три ситуации:
1. Мотивация с точки зрения социального человека (мотивированного человека).
2. Мотивация с точки зрения менеджмента трудовых коллективов.
3. Мотивация в составе социально-экономического механизма общества.

В виде укрупненной классификации мотивации с точки зрения мотивированного человека полагаем уместным выделить следующие ее группы:
1. Духовная.
2. Материальная.
3. «Наградная» (мотивация награждением).
4. Девиантная мотивация (мотивация отклоняющегося поведения).
5. Отрицательная (мотивация наказанием).

Подчеркнем, что даже при укрупненной классификации факторов мотивации, они не могут быть рассмотрены по отдельности.

Доминирующий фактор демонстрирует связи ее с другими факторами мотивации различной степени близости.

Рассмотрим более конкретно перечисленные пять групп мотивации.

В первой можно выделить:

  • мотивацию «служения обществу»;
  • мотивацию группового признания (партией, командой, коллективом, кланом и т.д.);
  • мотивацию самовыражения;
  • мотивацию социального роста;
  • мотивацию профессионального роста. (Следует отметить, что все перечисленные варианты могут детерминироваться религиозными и иными морально-нравственными установками социума, в котором проживает (в т.ч. прошел социализацию) индивид.)

    Во второй группе мотивации – материальной – можно выделить следующие подгруппы:

  • общую мотивацию получения благ;
  • мотивацию участия в предпринимательской деятельности;
  • мотивацию наймита (батрака);
  • мотивацию обеспеченного будущего.

    В третьей группе мотивации, названной нами «наградной», человек замотивирован на достижение таких целей, которые с известной степенью гарантии будут поощрены обществом в региональном, государственном и международном масштабе. Среди них:

  • почетные звания;
  • награды;
  • премии;
  • призы.

    Четвертая группа мотивации отнесена нами к мотивации девиантного (от англ. - deviation - отклонение) поведения. К этой группе относятся:

  • мотивация вора, афериста, махинатора;
  • мотивация наркозависимого, страдающего алкоголизмом;
  • мотивация сексуального извращения.

    Наконец, пятая группа мотивации, так называемая негативная, охватывает спектр опасных и неприятных для мотивируемых лиц действий со стороны социума: от угрозы лишения жизни, до наказания в виде штрафов и общественных порицаний. К этой группе относятся:

  • мотивация избегания всех видов наказаний, предусмотренных законодательством;
  • мотивация таких вариантов социальных воздействий, как: предупреждение, осуждение, порицание и пр.

    С точки зрения социального человека мотивация представляется собой комплекс мотивов его деятельности. В процессе анализа и проектирования мотивации отдельного индивида-члена общества необходимо рассмотреть пропорции или удельные веса ранее перечисленных пяти видов мотивации.

    С точки зрения менеджмента трудовых коллективов существует проблема создания условий для актуализации полезных для предприятия мотивов деятельности в поведении членов управляемого коллектива.

    Выше были названы пять видов мотивации члена общества, работника в составе трудового коллектива, с точки же зрения менеджмента мотивация зависит от стиля управления. В частности, традиционно выделяют следующие стили управления: административный, демократический и либеральный (попустительский). Комбинация указанных стилей и характера взаимодействия членов коллектива отражаются в организационной культуре предприятия. Согласно классификации, приведенной в работах доктора экономических наук, профессора И.В. Андреевой, выделяют следующие четыре типа организационной культуры: бюрократическая, рыночная, клановая и адхократическая.

    Стили управления и культура организации сами по себе оказывают влияние на характер мотивации работников коллективов. По некоторым видам мотивации отношения между руководством фирмы и персоналом могут строиться на основах взаимной договоренности, но в отдельные периоды рассогласование интересов может вызывать конфронтационные отношения. Примером могут служить недавние трудовые конфликты на сборочном заводе «Ford» во Всеволожске Ленинградской области, а так же на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) в г. Тольятти в Самарской губернии. Забастовки, как наиболее обостренная форма конфронтационных отношений, как правило, связаны с возникновением на предприятии профсоюзных организаций. «Успехи» профсоюзов в разжигании локальных конфликтов, очевидно, свидетельствуют о низкой квалификации менеджмента. Систематическое информирование работников о финансовом состоянии предприятия, предотвращение социально несправедливых вознаграждений отдельных категорий менеджмента, «принцип равных тягот» в затруднительных ситуациях на предприятии позволяют нейтрализовать разрушительную деятельность профсоюзных активистов без ущерба для мотивации работников.

    При анализе социально-экономического механизма общества необходимо найти связь мотивации со стержневым принципом его функционирования. Если в так называемом административно-командном, социалистическом хозяйственном механизме стержневым понятием является «план», то мотивация в значительной степени строится вокруг его выполнения – духовная, материальная, наградная и даже девиантная виды мотивации направлены на достижение показателей «его величества плана». Негативная мотивация выглядит в виде различного рода репрессий за невыполнение плана и нарушение правил, обеспечивающих деятельность вокруг его выполнения.

    В постсоциалистическом, рыночно-капиталистическом обществе основой хозяйственного механизма является достижение максимальной прибыли в условиях конкуренции. Соответственно, мотивация рассматривается как побуждение членов общества к достижению этой цели. Поскольку рассматриваемый механизм имеет большую степень дискретности, задача мотивации сосредоточивается преимущественно в обособленно хозяйствующих субъектах. Общество и, соответственно, государственный аппарат принимают на себя отдельные формы мотивации, в частности, значительный объем наградной и репрессивной (отрицательной) за существенные нарушения общехозяйственных и нравственных норм и правил.

    Как в социалистическом, административно-распределительном, так и в капиталистическом, конкурентно-собственническом механизмах по роли в жизнедеятельности общества можно выделить две большие группы: производители и распределители. С другой стороны, мотивация может относиться ко всем сферам человеческой деятельности: политике, бизнесу, науке, образованию, здравоохранению, искусству, защите общества в целом, и граждан, в частности и др. В каждой из перечисленных сфер, а также в обобщенных их комбинациях можно выделить лиц, реализующих целевую функцию вида деятельности и лиц, осуществляющих административно-распределительную деятельность. Мотивация первой группы связана с объемом и качеством реализации целевой функции, особенностью второй группы индивидов является обеспечивающий характер их деятельности: они, как правило, не выполняют производственные или иные общественно-необходимые функции, а создают условия для их реализации. При этом члены общества, относящиеся к первой группе, могут быть замотивированы прямым либо косвенным, моральным либо материальным признанием со стороны общества. Специфика же мотивации индивидов из второй группы - в том, что общество признательно им, если их усилия минимизируют затраты времени, сил и ресурсов остальной части общества. Первую группу мы условно назвали «производители», вторую назовем – «чиновники». Специфика чиновничьей деятельности состоит в том, что общество тем выше его ценит (или должно ценить), чем меньше ощущает его воздействие. При вульгарной организации административно-распределительной деятельности фигура чиновника выступает как мощный фактор, тормозящий деятельность отдельных индивидов, организаций и институтов.

    Мотивацию первой группы индивидов (производителей) мы рассмотрим в дальнейшем.

    Вторая группа индивидов и организаций - чиновники - в современном обществе воспринимается практически как символ коррупции, ставшей в настоящее время острой проблемой жизни российского, впрочем, равно как и других государств. Рекомендации по устранению или минимизации этого явления сыплются как из «рога изобилия». При этом в большинстве случаев берутся отдельные факторы коррупции и предлагаются обособленные, не объединенные в систему, меры. Рассмотрим некоторые из них.

    Например, предлагается резко увеличить материальное вознаграждение чиновников в процессе прохождения ими государственной и муниципальной службы, а также вызывающее (в смысле повышенного размера) по отношению к остальным гражданам общества пенсионное обеспечение. Так, любой среднестатистический работник, получит пенсию в размере, примерно, 15% от его средней заработной платы; чиновник, по мнению, авторов этой концепции, должен получать порядка 80% своего заработка. Если учесть манипуляции с категориями и классами чиновников, то речь идет о полной аналогии возрождения «служилого дворянства». Правда, еще не дошли до восстановления потомственного дворянства и жалования за государственную службу недвижимого имущества.

    С другой стороны, сторонники этой концепции борьбы с коррупцией ратуют за усиление контроля над чиновниками, вплоть до установления тотальной слежки за их образом жизни, и ужесточение репрессивных мер при обнаружении фактов коррупции. Как следствие среди этой категории работников снижается инициатива, формируется контингент «угодников». При этом собственно явление коррупции не исчезает, а принимает иные формы, механизм ее становится более изощренным: счета подставных фирм, опосредованная передача наличных денег, драгоценностей и т.д.

    Контрнаправлением стратегии борьбы с коррупцией является совершенствование социально-экономического механизма в обществе, в целом, и в отдельных его сферах. При этом следует иметь в виду, что квазиборцы с коррупцией не только не стремятся создать механизм, минимизирующий возможность таковой, а вводят его усложнения, открывающие новые возможности для ее развертывания. Так, например, Высшая аттестационная комиссия (ВАК) ввела обязательное требование для соискателей степени кандидата наук в представляемом ими к защите списке публикаций наличия последних, размещенных в журналах, аккредитованных ВАКом.

    Соответственно, для размещения этой самой публикации к издательствам этого, весьма, надо сказать, ограниченного круга признанных журналов, выстроились очереди соискателей, а цены за данную услугу взлетели до абсолютно неразумных границ. Усложнение механизма защит, формирование длинных очередей привело, в свою очередь, к общему подъему оплаты за аспирантуру и соискательство. Подобные явления наблюдаются и при проведении так называемой «дачной амнистии», регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, регистрации предпринимательства с образованием и без юридического лица и так далее.

    Между тем, реальная минимизация коррупции достигается там, и только там, где механизм прост и не открывает возможность предоставления дополнительной услуги или благодеяния.

    В целом, социально-экономический механизм общества мог бы быть упрощенным и справедливым, если бы поверочным критерием выступала свобода состязательности в экономической, политической, образовательной и других сферах.

    Таким образом, нами рассмотрены общие моменты, связанные с мотивацией, акцентировано внимание на трех ситуациях применения этого термина, дана обобщенная классификация видов мотивации.

     

     

  • главная о  вузе образование структура наука контакты ссылки
    Неофициальный сайт Санкт-Петербургского Института
    Экономики, Культуры и Делового Администрирования
    Сделано в Студии Ивана Фёдорова
    Официальный сайт СПб ЭКИДА — http://www.ekida.ru
    Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - все об опере Классическая музыка.ru